Неточные совпадения
Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их
поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят
поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой
душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Это были поистине прекраснейшие люди, особенно Павел Иваныч Миницкий, который с
поэтической природой малоросса соединял энергическую деятельность, благородство
души и строгость правил; страстно любя свою красавицу жену, так же любившую своего красавца мужа, он с удивительною настойчивостию перевоспитывал ее, истребляя в ней семена тщеславия и суетности, как-то заронившиеся в детстве в ее прекрасную природу.
Майданов отвечал
поэтическим струнам ее
души: человек довольно холодный, как почти все сочинители, он напряженно уверял ее, а может быть, и себя, что он ее обожает, воспевал ее в нескончаемых стихах и читал их ей с каким-то и неестественным и искренним восторгом.
Согласитесь сами, что в этом постоянном, неестественном напряжении всех струн
души человеческой есть тоже своя
поэтическая сторона, которая, к сожалению, ускользает от взора пристрастных наблюдателей.
Для нее наконец настали
поэтические мгновения жизни: она полюбила эту то сладостную, то мучительную тревожность
души, искала сама волнений, выдумывала себе и муку и счастье.
Я бежал толпы, презирал ее, — а этот немец, с своей глубокой, сильной
душой, с
поэтической натурой, не отрекается от мира и не бежит от толпы: он гордится ее рукоплесканиями.
Такой любви Миропа Дмитриевна, без сомнения, не осуществила нисколько для него, так как чувство ее к нему было больше практическое, основанное на расчете, что ясно доказало дальнейшее поведение Миропы Дмитриевны, окончательно уничтожившее в Аггее Никитиче всякую склонность к ней, а между тем он был человек с
душой поэтической, и нравственная пустота томила его; искания в масонстве как-то не вполне удавались ему, ибо с Егором Егорычем он переписывался редко, да и то все по одним только делам; ограничиваться же исключительно интересами службы Аггей Никитич никогда не мог, и в силу того последние года он предался чтению романов, которые доставал, как и другие чиновники, за маленькую плату от смотрителя уездного училища; тут он, между прочим, наскочил на повесть Марлинского «Фрегат «Надежда».
— Ночь лимоном пахнет! — повторяла и она за ним полушепотом, между тем как Тверская и до сих пор не пахнет каким-нибудь
поэтическим запахом, и при этом невольно спросишь себя: где ж ты, поэзия, существуешь? В окружающей ли человека счастливой природе или в
душе его? Ответ, кажется, один: в духе человеческом!
Никогда, никогда не разовьете вы эту бессмысленную, простонародную
душу во что-нибудь возвышенное,
поэтическое.
Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою
душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, —
поэтическая грусть, делающая в ваших глазах всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределенными сожалениями о прошлых вёснах.
Если истинная любовь к природе рисовала в
душе Долинского впечатления более глубокие, если его
поэтическая тоска о незабвенной украинской природе была настолько сильнее деланной тоски Юлии, насколько грандиозные и поражающие своим величием картины его края сильнее тщедушных, неизменных, черноземно-вязких картин, по которым проводила молочные воды в кисельных берегах подшпоренная фантазия его собеседницы, то зато в этих кисельных берегах было так много топких мест, что Долинский не замечал, как ловко тускарские пауки затягивали его со стороны великодушия, сострадания и их непонятных высоких стремлений.
Савоська был именно такой творческой головой, какая создается только полной опасностей жизнью. С широким воображением, с чутким, отзывчивым умом, с
поэтической складкой
души, он неотразимо владел симпатиями разношерстной толпы.
Я говорил Гоголю после, что, слушая «Мертвые
души» в первый раз, да хоть бы и не в первый, и увлекаясь красотами его художественного создания, никакой в свете критик, если только он способен принимать
поэтические впечатления, не в состоянии будет замечать какие-нибудь недостатки; что если он хочет моих замечаний, то пусть даст мне чисто переписанную рукопись в руки, чтоб я на свободе прочел ее и, может быть, не один раз; тогда дело другое.
К письму моему к Гоголю, приведенному выше от 3-го и 5 июля, были приложены выписки из писем Машеньки Карташевской о «Мертвых
душах», которые я считаю за нужное приложить здесь как факт, вполне выражающий то впечатление, которое произвела поэма Гоголя на человеческую
душу, одаренную
поэтическим чувством.
А могут явиться в
душе эти образы только тогда, когда мысль, которую хотим мы развить, в
поэтической форме, не только хорошо понята нами, но и вполне живо и определенно представляется нашему сознанию, так что легко возбуждает чувство в
душе человека.
Тем не менее живая мысль, соединявшаяся теперь с его
поэтическим чувством и благородным настроением
души, придала новое достоинство последующим его стихотворениям.
Строго говоря,
поэтическое чувство есть почти во всяком человеке. Чрезвычайно трудно найти таких грубых и холодных людей, на которых ничто не производило бы впечатления, которые были бы равнодушны ко всему на свете. Но в обыкновенных людях чувство это проявляется очень слабо и нередко заглушается разными житейскими расчетами и обстоятельствами. В поэте же оно развивается весьма сильно, является господствующим над другими сторонами
души и выражается очень ярко, несмотря на все внешние препятствия.
Будь в нем менее ума и благородства, не будь в его
душе глубокого
поэтического чувства, трудно было бы ему уберечься от дурных влияний.
Такие поэты опять не могут иметь никакого значения, потому что они не удовлетворяют
поэтическому чувству, живущему в
душе каждого человека.
В этом Пушкине я любила только негрского мальчика. Кстати, этот детский негрский портрет по сей день считаю лучшим из портретов Пушкина, портретом далекой африканской
души его и еще спящей —
поэтической. Портрет в две дали — назад и вперед, портрет его крови и его грядущего гения. Такого мальчика вторично избрал бы Петр, такого мальчика тогда и избрал.
Посмотришь на иное
поэтическое созданье: кисея, эфир, полубогиня, миллион восторгов, а заглянешь в
душу — обыкновеннейший крокодил!
Цель этого рода романа — оживить мертвую букву летописного сказания, вдохнуть живую
душу в мертвый скелет подобранных фактов, осветить лучом
поэтического разумения исторически темную эпоху, представить частную внутреннюю жизнь общества, о котором история рассказывает нам только внешние события и отношения.
Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем,
Мы в жизнь вошли с неробкою
душой,
С желаньем истины, добра желаньем,
Любовью, с
поэтической мечтой;
И с жизнью рано мы в борьбу вступили,
И юных сил мы в битве не щадили.
Но мы вокруг не встретили участья,
И лучшие надежды и мечты,
Как листья средь осеннего ненастья,
Попадали, и сухи и желты…
Близкие, дорогие мне люди стали в моих глазах как-то двоиться; эта девушка, — в ней столько оригинального и славного, от ее присутствия на
душе становится хорошо и светло, а между тем все, составляющее ее, мне хорошо известно, и ничего в ней нет особенного: на ее мозге те же извилины, что и на сотнях виденных мною мозгов, мускулы ее так же насквозь пропитаны жиром, который делает столь неприятным препарирование женских трупов, и вообще в ней нет решительно ничего привлекательного и
поэтического.
Таковы признания великого нашего поэта, по общему мнению, жизнерадостного и ясного, как небо Эллады, но, как и оно, знавшего всю силу неутолимой тоски [И им вторит
поэтическое признание великого мастера, исполненного трагической тоски, Микеланджело Буаноротти. (Мои глаза не видят более смертных вещей… Если бы моя
душа не была создана по образу Божию, она довольствовалась бы внешней красотой, которая приятна для глаз, но так как она обманчива,
душа подъемлется к вселенской красоте.)]…
Душа стала забывать религиозную тревогу, погасла самая возможность сомнений, и от светлого детства оставались лишь
поэтические грезы, нежная дымка воспоминаний, всегда готовая растаять.
«Тополь знал, что умирает», «черемуха почуяла, что ей не жить». У Толстого это не
поэтические образы, не вкладывание в неодушевленные предметы человеческих чувств, как делают баснописцы. Пусть не в тех формах, как человек, — но все же тополь и черемуха действительно знают что-то и чувствуют. Эту тайную их жизнь Толстой живо ощущает
душою, и жизнь эта роднит дерево с человеком.
Солидности этой, однако, не всеми была дана одинаковая оценка, и многие построили на ней заключения, невыгодные для характера молодой девушки. Некоторые молодые дамы, например, называли это излишнею практичностью и жесткостью: по их мнению, Саша, имей она
душу живую и восприимчивую, какую предполагает в себе каждая провинциальная дама, не убивала бы
поэтические порывы юноши, а поддержала бы их: женщина должна вдохновлять, а не убивать вдохновение.
На меня же, в двух последних классах, возлагалась почти исключительно обязанность читать вслух отрывки из
поэтических произведений и даже прозу, например из «Мертвых
душ». Всего чаще читались стихотворения и главы из поэм Лермонтова.
Пошел в гости к Конопацким. С ними у меня ничего уже не было общего, но властно царило в
душе поэтическое обаяние миновавшей любви, и сердце, когда я подходил к их новому большому дому на Калужской, по-прежнему замирало.
Молодая хозяйка повела своего гостя в сад, и отсюда указала ему на лучшие виды. Слова ее придавали каждому предмету тот художественный или
поэтический образ, который только избранные натуры могут угадывать и уловить в созданиях природы и искусства, в наружности и
душе человека. Волгин восхищался садом, восхищался местностью, но более увлекательной, живописной речью своего прекрасного чичероне.
Единственная и большая радость его жизни после его ссылки была переписка с Альбиной,
поэтическое, милое представление о которой со времени посещения его Рожанки осталось у него в
душе и становилось теперь в изгнании все прекраснее и прекраснее.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей
душе прежней любви к ней. В
душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней
поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежде, было серьезнее и сильнее.
Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми
поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной
души с телом.